03.08.2014
История лепного декора

Российские архитекторы лепным декором стали украшать здания только на рубеже XVII-XVIII вв. Спустя немного времени, в сочетании с монументальной живописью, она стала излюбленным приемом декорирования интерьера. Матовая белая поверхность лепнины создавала необычный эффект, не похожий на блеск позолоченной резьбы. В силу самого материала переходы светотени становились нежнее и мягче, а форма пластичнее. Белый четкий рельеф отчетливо выступал на ярких голубых, нежно-зеленых, желтых, розовых стенах. Лепниной отделывали окна, арки, камины, потолки, стены.

Изначально, технология изготовления лепного декора была связана с укорененными традициями русской деревянной резьбы. Мастер ножом корректировал формы, лепнина изготавливалась из мягкого камня. Так как данный  материал был слишком дорог, часто использовались его дешевые заменители: гипс и алебастр. Применялась также техника "стукко", которая смешивала гипс или глину с добавками мраморной или гранитной крошки. Лепной декор изготавливался вручную. Таким образом создавалась  неповторимость декора, а качество работы зависели уже от вкуса и рук мастера.

На время барокко в России приходятся первые опыты с лепниной. Для этого периода времени характерны причудливые изгибы, ломаные линии. Лепнина в стиле барокко смягчает прямые линии стен и заменяет их характерными полукруглыми очертаниями.

Лепной декор превращается в легкий, полный движения узор. Мастера особенно охотно изображали в эту эпоху амуров и ангелочков, задрапированные ткани, букеты, гирлянды из фруктов, огромные валюты, картуши (декоративный щит или свиток), тяжелые, вычурные карнизы. Лепнина часто превращается в своеобразную рамку для объемного потолочного плафона или настенного панно. Присутствие таких украшений четко сочетались  со сдержанным и строгим оформлением остальных поверхностей. Во второй половине XVIII веке царская пышность барокко сменилась строгостью и лаконичностью классицизма. Этот стиль четко выделил все вертикали и горизонтали интерьера, которые подчеркивались лепным декором. Украшения сосредотачивались в определенных местах и не покрывали полностью стены и потолки. Гладкие поверхности противопоставлялись рельефу лепнины. Орнамент классицизма симметричен и лаконичен. На смену беспокойным, ломаным линиям и необычным формам барокко приходят прямые линии, правильные геометрические фигуры. Строгий классицизм создавал впечатление статичности, простоты и ясности.

Одновременно вся Европа увлекается античным искусством. Однако стиль древних греков и римлян не копировался полностью, а творчески применялся в классицизме. В лепном декоре часто цитировались античные формы: изображались листья аканта, розетки (круглые стилизованные цветки) и сюжеты.

Начало XIX века в Россию ознаминовано приходом нового стиля - ампир. атрибуты стали часто изображаться в декоре. Интерьер, выдержанный в стиле ампир подчеркивал ощущение мощи, акцентировалось внимание на нерасчлененном монолите стены. Лепнина усиливала это впечатление. Теперь резные композиции размещались в простых по форме нишах, которые предельно насыщались декором, скрывающим даже стену. После некоторого периода в конце XIX - начале XX веков в права вступает модерн. Лепной декор вновь обращается к кривым, текучим линиям, которые становятся простыми и лаконичными. Интерьеры модерна подчеркивали плавное соединение стен и потолков.

Многие архитектурные направления XX века экспериментировали с лепниной. Их отличала строгость и геометрия. На сегодняшний день в моде лепнина всех стилей: и барокко, и классицизма, и модерна и прочее. Эстетические вкусы людей не изменились, упростилась лишь технология изготовления лепного декора.

Лепнина помогает архитектору подчеркнуть  интерьер, установить гармонию восприятия всего жилого пространства. Используя накладной полиуретановый багет, архитектор может разделить однообразно гладкие плоскости стен на отдельные участки, устанавливая между ними такие пропорции, сочетание которых приводит к классической ясности весь характер объемов оформляемого помещения. Применение одновременно с лепниной колонн различных стилей и пропорций, постаментов, консолей, ниш и куполов дает декоратору современных интерьеров прекрасную возможность напомнить великолепную историю классицизма, вновь оживить в архитектурном пространстве возвышенный покой ампирных особняков и поэзию русских усадеб.

Поделиться Вконтакте Поделиться Facebook Поделиться Google+ Поделиться Twitter